Онлайн TV FM радіо FM пауза

Цензура ортодоксальной демократии

Дмитрий Томашпольский, кинорежиссер, для конкурса “Стоп цензуре! Граждане за свободные страны”

Что такое цензура, я узнал, как не странно, на кинофестивале в уже демократической Польше. Кажется, это был Лагов, или Инско.

На пресс-конференциях главенствовал знаменитый Януш Газда, ортодоксальный демократ. Его мнение и влияние в ту пору было невероятным. Его слушала и уважала молодежь.

Так вот на этом самом фестивале в конкурсной программе был показан фильм молодого польского режиссера “Человек из….”. Блистательная, остроумная, талантливая сатирическая комедия.

По названию понятно, что пародировались знаменитые фильмы Анджея Вайды “Человек из мрамора”, “Человек из железа”, ставшие манифестом политического кино Восточной Европы, которая боролась с коммунистическим режимом.

В своей комедии молодой режиссер не пожалел никого. Зал дружно смеялся – и над коммунистами, и над представителями католической церкви, и…. над самими борцами за свободную Польшу – лидерами “Солидарности”.

Понятно было, что режиссер любит свою Родину, очень любит. И смеется не над ней, а над политиками всех мастей. Абсолютно всех. Не находясь ни на чьей стороне. И смех этот был светлым, честным, здоровым. Полезным. Думаю, что лучшей сатирической комедии я больше никогда не видел. Фильм закончился. Овация. Успех…

Спустя полчаса в зале, где проходила пресс-конференция, состоялась экзекуция, общественная порка. Первым выступил ортодоксальный демократ, к нему присоединились другие кинокритики, потом все. Абсолютно все.

Не прозвучало ни одного положительного отзыва. Режиссер был обвинен в пропаганде коммунизма (раз смеется над антикоммунистами), политическом цинизме. Главное обвинение – как рука поднялась насмехаться над католической церковью.

Но самым смертным грехом, конечно, стало “неуважительное” отношение к классику польского кино Анджею Вайде.

В заключении Януш Газда пообещал, что напишет статью в каком-то серьезном издании и фильм “Человек из…” станет в карьере молодого человека последним.

Несколько лет назад, вспомнив об этом фильме, я хотел найти фамилию режиссера, посмотреть фильм еще раз, кому-то показать.

Никаких следов “Человек из …” я не обнаружил. Ни в интернете, ни в прессе, нигде. Прошло меньше двадцати лет. Ни одного упоминания – ни об этом фильме, ни об этом режиссере. Ортодоксальный демократ сдержал свое слово.

Раньше я считал, что цензура – обязательный атрибут тоталитарного государства. Оказалось, что в и победивших демократиях без нее дело не обходится. И где роль цензуры хуже и опаснее, – это еще вопрос.

А яка ваша реакція?
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
rai.ua